«Даже в самой безвыходной ситуации есть как минимум два выхода»
О профилактике суицида, о факторах риска, о том, кто относится к наиболее уязвимым группам, мы беседуем с главным врачом Курганской областной психоневрологической больницы, психиатром Ириной Геннадьевной Соболевой.
- Ирина Геннадьевна, насколько остра проблема самоубийств, как в России, так и в Курганской области?
- В течение примерно 15 последних лет уровень самоубийств как в России, так и в Курганской области имеет устойчивую тенденцию к снижению. В Курганской области показатели выше, чем в среднем по России, хотя они тоже снижаются. Здесь играют роль много факторов. Мы пытались анализировать и территориальное расположение, и финансовое положение, и общий уровень развития региона, но пока очень сложно сказать, в связи с чем наша область демонстрирует такой уровень самоубийств. Потому что есть регионы, которые в финансовом плане гораздо более устойчивы, нежели мы, но при этом они показывают еще более высокие уровни самоубийств, чем у нас. Так что четко ответить на вопрос, в связи с чем сохраняется такая тенденция, невозможно.
- Какие чаще всего причины или жизненные обстоятельства приводят к тому, что человек решается на суицид?
- Все факторы можно распределить на две большие группы – это межличностные конфликты и неопределенность. Неопределенность в самых разных жизненных аспектах. То есть и в производственном плане, когда человек лишается работы, и в перспективах личной жизни, например, тяжелый развод. Та же неопределенность характерна и для подростковых суицидов, когда ребенок не знает и не понимает, что его ждет в дальнейшем.
- Можно ли заранее, по каким-то признакам, тревожным сигналам, понять, что ваш близкий человек – потенциальный самоубийца?
- Что с человеком творится что-то неладное, конечно, заподозрить можно. Это видно, как по-взрослому, так и по ребенку. Единственное, что, может быть, взрослый человек будет не столь явно это показывать, потому что он уже научился бороться со своими эмоциями. А ребёнок – это вообще открытая книга. Там всё понятно и видно. И все те родители, которые испытали горе в виде завершенного суицида ребёнка, когда анализируют то, что было до этого, корят себя: «Я это видел, но не так проанализировал, я это видел, и не согласился всерьез воспринять!». Дело доходит даже до таких случаев, как, например, рассказывал мой московский коллега. Он проводил большое социологическое исследование по детям. И вот ситуация: девочке 13 лет. Она 2 года пишет в дневниках о том, что имеет серьезные проблемы, она размышляет всерьез о том, чтобы покончить с собой, мама читает эти записи и не делает ничего! Ребёнок врачу ни разу не был показан, ребёнок совершил завершенный суицид.
- Представители какого возраста являются самыми уязвимыми в плане риска суицида?
- Традиционно самыми уязвимыми являются представители подросткового возраста и очень зрелого возраста – 70+, 75+ и старше. Подростки в виду своей несформированности, своих отчаянных взглядов на жизнь склонны к самоповреждениям. А у старшего поколения мотивация совершенно иная. Человеку, особенно когда он остается один, когда он болен, кажется, что все, даже самые малейшие проблемы, возникающие в жизни, не могут быть им решены, он будет обузой для окружающих и так далее. Или вообще рассуждают так: «Я пожил уже достаточно, поэтому я могу принять решение об уходе». И именно поэтому старики всегда предпринимают очень серьезные попытки покончить с собой, у них практически никогда не бывает демонстративно-шантажного поведения. То есть они, приняв решение, действуют раз и навсегда.
- Отличаются ли пациенты, которые поступают к вам после попытки суицида, от тех, что были, скажем, 15 лет назад? Есть ли между ними разница?
- Пожалуй, разница только в том, что современная молодежь более легковесно относится к вопросу: «Жить или не жить?». Во всем остальном, пожалуй, существенной разницы нет. Это обязательно должны быть какие-то критические события в жизни. Очень часто этому способствует сниженное настроение, повсеместно идет информация о том, что депрессии сейчас встречаются значительно чаще. И, соответственно, болезненная основа для того, чтобы возник суицид, тоже расширяется. А в целом, по большому счёту, проблемы всегда одни и те же. Только по-разному окрашены.
- И всё-таки, сегодня люди, которых посещают мысли о суициде, чаще обращаются к врачу?
- Мы пытались анализировать частоту доходов к нам лиц, у которых были попытки самоубийств. Опыт показывает, что люди иногда не делают этого, потому что безосновательно опасаются последствий, которые, по их мнению, может повлечь визит к психиатру. Но если у человека стоит вопрос жизни или смерти, то все остальные вопросы и проблемы гаснут на этом фоне. Что касается взрослых, мне сложно сказать, чаще ли они к нам обращаются. А вот если говорить о детях, то мы сделали ряд очень серьезных межведомственных шагов, чтобы до врача, до специалиста дошли все дети, которые предприняли попытку суицида или у которых были обнаружены какие-то записи, которые говорят, что ребёнок уже размышляет на эту тему. Важно, чтобы психолог его протестировал, чтобы было понятно, есть ли у ребёнка суицидальный риск, и насколько он серьезен.
- Есть распространенное мнение, что суицид совершают только слабые люди. Верно ли оно?
- Иногда на такой шаг решается и сильный человек, когда понимает, что не в состоянии изменить ситуацию. Но что важно - когда с людьми, перенёсшими попытку суицида, но остались живыми, начинаешь разговаривать и обсуждаешь, почему, в связи с чем, это произошло, предлагаешь, как можно было бы поступить, они очень удивляются. И говорят: «Почему я так не сообразил?! Почему мне никто не подсказал в свое время?!». Поэтому, наверное, люди как нуждались раньше в заботе, в подсказке со стороны, так и сейчас нуждаются. И если твои слова подошли как ключ к замку, то человек тебя услышит обязательно. Он не сразу среагирует, он будет вынашивать эту мысль, размышлять о ней, но он тебя обязательно воспримет.
- Какая профилактическая работа по предупреждению самоубийств ведётся и насколько она эффективна?
- Профилактическая работа должна быть направлена на все возрастные группы. И в своей работе мы и стараемся этого придерживаться. У нас проходят информационные акции, разнообразные мероприятия, которые направлены и на взрослых, и на людей преклонного возраста, и на подростков, чтобы показать, что в любой, даже самой безвыходной ситуации есть как минимум два выхода, чтобы человек мог принять иное решение, а не завершенный суицид.
- Дети как к вам попадают на консультации, на контроль?
- Сейчас пути поступления к нам, к специалистам на консультацию, очень разные. Мы комплексно работаем. Это и комиссия по делам несовершеннолетних, это и педагоги в школах, и в учреждениях дополнительного образования, и просто неравнодушные граждане – разными путями к нам поступает информация о детях, у которых существует угроза суицида. И затем мы, совместно, с каждым ребёнком работаем.
- Правда ли, что большая часть суицидов среди подростков – демонстративные?
- Некоторое время назад мы специально стали среди всех попыток суицидов выделять демонстративно-шантажные. Они составляют очень большой процент от всех самоповреждений – до 25-30% у подростков. Но демонстративными они могут считаться лишь условно. Потому что дети иногда не в состоянии понять, где та грань, которую перешагивать ни в коем случае нельзя. Они пытаются проверить взрослых на прочность. Посмотреть, как те будут реагировать и можно ли дальше по нарастающей двигаться. Поэтому все детские демонстративно-шантажные поступки чрезвычайно опасны. И особое внимание мы, когда на межведомственной группе анализируем детские самоповреждения, обращаем повторность демонстративно-шантажного поведения. В таких случаях, как правило, есть либо какая-то не озвученная ребенком проблема, либо психическое расстройство, с которым нужно заниматься специалистам. То есть повторяющиеся демонстративно-шантажные поступки у подростков чрезвычайно опасны и с ними обязательно нужно работать.
- В завершение беседы, пожалуйста, скажите, какой главный совет Вы можете дать родителям?
- Общаться, общаться и еще раз общаться. Общаться в реальности, разговаривать, а не переписываться «онлайн», коротенькими сообщениями. Спрашивать у ребенка, что с ним не так, какие у него проблемы, с кем он из ребят поссорился, почему? Просто общаться! И будет понятно, спокойно ли проходит жизнь твоего ребенка? Что его гнетёт? Это сразу будет видно, если ребёнок где-то замыкается, не отвечает на простые вопросы, нормального родителя это должно насторожить. Но для этого родитель должен с ребенком общаться, слушать его.
- Большое спасибо за беседу!
Подготовила Мария Цисарева.